Меню

Компания ООО «Агродока», официальный дилер ОПТИТЭК по Удмуртской республике, предлагает узнать экспертное мнение про рынок высокомощных тракторов  классической компоновки.

С уходом западных брендов российский рынок столкнулся с новой реальностью: высокомощные классические тракторы стали недоступны. В качестве временного решения предлагаются шарнирно-сочлененные энергосредства. Марсель Каримов,  менеджер по продукту и продуктовой поддержке ОПТИТЭК, раскрывает нюансы такой замены и рассказывает о перспективах.

  1. Сравнение конструкции:  Трактор классической компоновки имеет цельную раму, большие задние колеса, способные передавать высокий крутящий момент, и небольшие передние, за счет которых реализуется маневрирование. В отличие от него остов шарнирно-сочлененной машины состоит из двух частей, а поворот осуществляется путем излома рамы вокруг вертикального шарнира, который их соединяет.
  2. Сравнение рабочего пространства:  Классический трактор более универсальный, так как имеет лучшую управляемость и меньшие габариты, поэтому может работать на небольших полях сложной формы. Трактор с ШСР подходит для работ на больших площадях и тяжелых тяговых работах. Например, при одинаковой мощности двигателя классический трактор «потянет» 7-8-корпусной плуг, а шарнирно-сочлененный 10-12-корпусную модель. Однако при развороте такого трактора агрегатируемое оборудование смещается и нарушается прямолинейность выполнения операций, что особенно значимо при посеве.
  3. Сравнение периода работы:  Модели классической компоновки работают круглогодично, а шарнирно-сочлененные машины вынуждены простаивать до 8-10 месяцев в году из-за невозможности использования на сельхозоперациях, требующих хорошей маневренности.
  4. Сравнение мощности машин:  Тракторы с цельной рамой преимущественно имеют мощность до 380-400 л.с., тогда как энергосредства с ШСР – 400 л.с. и более.

 Что предлагает рынок сельхозмашин сегодня?

Исторически российские сельхозмашиностроители не выпускали мощных тракторов классической компоновки. Этот сегмент полностью закрывали машины из Европы и США. Однако уход западных брендов раскрыл важную проблему:  в этом сегменте остались лишь отечественные машины мощностью до 200 л.с., а также ряд энергосредств на базе китайских разработок с двигателями до 260 л.с.

В то же время китайские производители только начинают выходить в классический сегмент 300+ л.с. При этом ввоз из-за границы энергосредств свыше 340 л.с. значительно повышает  их стоимость из-за повышенного утильсбора. Поэтому рынок остро нуждается в решениях, которые будут производиться на территории страны.
Однако сложность серийного выпуска классических тракторов мощностью свыше 300 л.с. заключается в необходимости применения автоматической коробки передач типа Powershift, которой ранее в России не было.  При этом необходимо учесть дополнительные факторы:

- для нее необходимо отлить довольно большой корпус,

- решить вопрос оборудования для его обработки (фрезеровки и шлифовки).

-  гарантировать правильную реализацию самой технологии Powershift – переключение под нагрузкой с сохранением высокой надежности.
Поэтому представленные в прошлом году российские и белорусские классические тракторы 300-450 л.с. пока остаются прототипами, на вывод которых в массовые продажи могут уйти годы.

Перспективы развития сегмента классических тракторов свыше 300 л.с.
Шарнирно-сочлененные тракторы не заменят «классику» в силу ограниченного функционала. Однако для выполнения тяжелых тяговых работ на больших площадях эти машины и гусеничные тракторы останутся наиболее удобным вариантом. 

Небольшое потепление отношений России и США вселяет в аграриев надежду, что ушедшие тракторные бренды могут вернуться. И служит фактором для большей стагнации рынка – предприятия занимают выжидательную позицию и не размениваются на покупку альтернативных решений. Однако следует помнить о том, что при положительном исходе потребуется много времени на снятие санкций  с отдельных узлов и агрегатов.

Российские и белорусские серийные машины в классическом исполнении могут появиться к 2026-2027 годам. Но даже после начала серийного выпуска они не смогут закрыть всю потребность российского рынка: в стране пока нет предприятий полного цикла, способных поставлять такие объемы. Емкость этого рынка (300-400 л.с., классическая компоновка) можно в среднем оценить в 2500 единиц ежегодно.