ООО «Агродока», официальный дилер ОПТИТЭК по Удмуртской республике, делится выдержками из статьи поставщика про топливную систему Common Rail. Она является важной частью дизельных двигателей современных самоходных сельхозмашин.
Common Rail – не первая в истории система впрыска топлива в дизельные двигатели, но именно она получает все большее применение. Еще один фактор: повышение эксплуатационных характеристик двигателей, и как итог - эффективности работы техники.
Исследователи выделяют четыре ступени в улучшении системы:
Первое поколение (1990-е годы):
- Давление впрыска: до 1350 бар.
- Основные показатели: простейшие электронные блоки управления, ограниченная точность впрыска.
- Применение: первые серийные автомобили и грузовики.
Второе поколение (2000-е годы):
- Давление впрыска: до 1600 бар.
- Основные показатели: улучшенные форсунки, возможность многократного впрыска за цикл.
- Применение: массовое распространение в легковых и грузовых автомобилях.
Третье поколение (2010-е годы):
- Давление впрыска: до 2000 бар.
- Основные показатели: интеллектуальные системы управления, адаптация к экологическим стандартам Euro 5 и Euro 6.
- Применение: современные автомобили и коммерческая техника.
Четвертое поколение (2020-е годы):
- Давление впрыска: до 2500 бар.
- Основные показатели: интеграция с гибридными системами, использование биотоплива, максимальная точность впрыска.
- Применение: новейшие модели автомобилей и спецтехники.
Из каких элементов состоит каждая современная топливная система Common Rail? Рассмотрим их с учетом функций.
Топливный насос высокого давления (ТНВД) – создает давление в топливной магистрали.
- Общая топливная магистраль (rail) – аккумулирует топливо под высоким давлением.
- Электронные форсунки – осуществляют впрыск топлива в цилиндры.
- Электронный блок управления (ЭБУ) – контролирует работу системы, регулирует давление и момент впрыска.
- Датчики – обеспечивают обратную связь, передают данные о давлении, температуре и других параметрах.
Как и любая система, Common Rail имеет свои достоинства и недостатки. Обозначим все.
Преимущества:
- основное – повышение эффективности работы двигателя. Точный контроль впрыска позволяет улучшить процесс сгорания топлива и повысить КПД силовой установки. Кроме этого, система позволяет добиться более плавной работы двигателя, снизить уровень шума и вибраций.
- гибкость. За счет электроники Common Rail подстраивается к различным условиям работы и даже типам топлива.
- Возможность адаптации к различным условиям работы особенно важна для сельскохозяйственной техники. Именно Common Rail в связке с умными системами управления двигателями позволяют при необходимости получать дополнительную мощность в режиме Boost современным тракторам и комбайнам.Также, если такую возможность предусмотрел производитель, данный тандем позволяет гибко управлять мощностью двигателя. За счет ее снижения при неполной загрузке машины удается экономить топливо.
- повышение экологичности. Многократный впрыск и точное дозирование уменьшают количество вредных веществ в выхлопных газах.
Несовершенства:
- сложность и достаточно высокая стоимость. Ведь для изготовления компонентов требуется высокоточное оборудование и качественные материалы. По этой же причине ремонт, как правило, сводится к модульной замене вышедшего из строя компонента.
- Чувствительность системы. Форсунки и топливный насос в системе Common Rail гораздо более чувствительны к качеству топлива и наличию в нем загрязнений.
Топливная система Common Rail прошла долгий путь от первых экспериментов до современных высокотехнологичных решений. Ее развитие продолжается, и новые вызовы в области энергоэффективности и экологии оказывают не последнее влияние. Примечательно, что раньше применение Common Rail было привилегией лишь самых мощных тракторов и комбайнов, но современные системы впрыска уже становятся постоянными компонентами и среди небольших машин.